На фестивале им. Достоевского
Сергей Козлов, театральный критик
УДАР ИДЕИ
Пусто. Мрачно. Страшно. Мерцающая лампочка над стулом – непременный атрибут допроса. В жестокий допрос превращает режиссер Арина Полякова культовый роман Достоевского, оставляя от него только «ППРРеступление». Находка Камерным драматическим театром «Левендаль» созвучия букв для спектакля, которому еще предстоит по-настоящему родиться, остроумна и полностью отражает идею постановки.
Люблю, когда создатели идут на риск. Бросают себе (и часто и зрителям) вызов, спотыкаются, ошибаются, но упрямо держатся за идею. Как Родион Раскольников в словесных стычках с Порфирием Петровичем (отсюда ПП и РР). Оставив на сцене только двух персонажей романа, а остальных, дабы поддержать сюжетность, пустив записанными бесплотными голосами, режиссер показала свою решимость не щадить обывателя. А если учесть, что камерный спектакль впервые вышел на широкого зрителя, да еще в ином, более масштабном пространстве, которое предложил фестиваль, то жесткая посадка получилась вдвойне.
Предельно графичный по структуре спектакль сочетает интеллектуальную насыщенность и игровую экспрессию. Родион Раскольников – Антонис Шаманиди в каноническом черном пальто, стройный и экзальтированный несет сквозь пустое пространство дорогую уму идею о преступлении и его оправдании.
Менее вспыльчивый, на правах мудрого провокатора Порфирий Петрович – Игорь Тиняков играет с молодым человеком в философское домино. В какой-то момент их голоса сливаются, звучат в одной тональности, окончательно перемешивая право и бесправие.
Этот гул поддерживает звуковое оформление Артема Аретова и Карины Драчевой. Сумрачный саспенс, вибрации, ощутимые телом на уровне инфразвука задают темп и плотность психического триллера.
Пока ум бешено перерабатывает потоки информации, душа мечется и терзается от безвыходности бесконечного космоса. И в нем возможно, чтобы ПП вдруг вскочил на стул и хлыстом стегал воображаемую лошадь, рифмуя идеи РР с примитивной жестокостью, тем самым подвергая их беспощадной насмешке.
Единственное солнце, которым можно стать – та самая голая пыточная лампочка. Художник по свету Наталья Кузнецова эффектно и насыщенно оформляет лаконичную сценографию Полины Карпухиной, заставляя еще больше страшиться бездны, к которой влечет незаурядного человека.
Смею надеяться, что стерильная разомкнутость тканей постановки в дальнейшем будет преодолена. И те наблюдения, которые получилось сделать в фестивальном формате, обретут необходимую для нее лапидарность.
Опубликовано здесь
#фестивальдостоевского
#братьякарамазовы
#великийновгород
#достоевский