При кажущемся затишье, в репертуар театра «Левендаль» на днях вошла ещё одна интересная премьера. Драму на двоих артистов «ППРРеступление» по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» поставила Арина Полякова — молодой, но очень талантливый режиссёр. Спектакль в «Левендале» — её дипломная работа, в этом году она заканчивает РГИСИ (Мастерская Анатолия Праудина).
Это было удачное совпадение. У художественного руководителя театра Искандера Сакаева зрела идея постановки. Это были варианты инсценировки на двоих артистов, где vis-à-vis Родиона Романовича (РР) Раскольникова выступает персонаж, которому Достоевский даже не дал фамилии — следователь Порфирий Петрович (ПП). Такой подход к постановке «Преступления и наказания» — уникален: при множестве инсценировок, этого дуэта ещё не было. Когда в театр пришла Арина, худрук предложил ей поработать над этим проектом, она согласилась и создала свой вариант. Так родилась совместная работа Арины Поляковой и Искандера Сакаева — инсценировка «ППРРеступление».
Сценография, созданная другой студенткой, Полиной Карпухиной (РГИСИ, факультет сценографии и театральной технологии, мастерская Валерия Полуновского), минималистична, что в традициях «Левендаля»: лимонно-жёлтый квадрат паркета на чёрной сцене как пятно света под фонарём, как цвет безумия, как цвет власти идеи, теории. Он выхватывает пространство у тьмы, но его яркость акцентирует одну тему, создавая напряжённость. Здесь, на жёлтой площадке, герои встречаются как в поединке, дуэлируя лицом к лицу.
Порфирий Петрович в исполнении Сергея Сидоренко человек энергичный, но сдержанный, артистичный и темпераментный, но умеющий выжидать. Во время первой встречи сначала он вкрадчивый, подчёркнуто-вежливый, как первоклассник-отличник, с выжидающей улыбкой на тонких губах. Но в процессе беседы с Раскольниковым о его статье, допускающей право на преступление практически по праву рождения, он постепенно меняется и от прежнего подобострастия и манер мелкого служащего не остаётся и следа — в нём проявляются хищные черты; кошка почти готова выпустить свои когти. Следователь в дискуссии нападает, голос становится мощным, властным. Так он переменится несколько раз. Порфирий Петрович Сергея Сидоренко уверен в своей «формуле» раскрытия преступления, хотя иногда и испытывает страх во время бесед со столь нервным подозреваемым. Он, как и Раскольников, — человек идеи, но в данном случае — конструктивной.
Антонис Шаманиди по своим ярким внешним данным — жгучий смуглый брюнет с тёмными глазами-вишнями, — кажется, не предполагает роли Раскольникова. Но с первых же слов, с первой встречи в этом образе он убеждает своей абсолютной искренностью. В каждое слово коротких реплик он умеет вкладывать очень точный смысловой подтекст, настолько верный, что произнесённые слова воспринимаются как ценность. И, в то же время, в нём чувствуется то, о чём говорит следователь — гордость. Внутренне сильный, гордый, независимый человек оказывается в крайне униженном положении, терпя нужду и не имея возможности продолжать учёбу в университете. Такой Раскольников в принципе оказывается символом человека в недостойных для своего человеческого достоинства обстоятельствах.
Диалоги между следователем Порфирием Петровичем и Раскольниковым и в школьные годы обсуждаются с интересом. Театры тоже выводят на сцену интересную фигуру следователя, не карающего, а стимулирующего оступившегося человека к раскрытию своего пути. Постановка, в которой из большого многоголосного романа действуют только два этих лица, поможет читателям найти ключики к произведению Достоевского, глубже разобрать важную тему.
А тема актуальна. Не случайно Порфирий говорит: «Hy, полноте, кто ж у нас нa Руси себя Наполеоном теперь не считает?» Не единственный и не самый оригинальный теоретик господин Раскольников — немало таких и практиков в нашей жизни, считающих своё понимание жизни и право на эту самую жизнь выше, чем у прочих.
РРаскольников проходит разные этапы восприятия своего поступка, от самооправдания, до отчаяния: «Я себя убил, a не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!» Но спектакль даёт надежду: даже если ты ошибся, оступился, жизни не видел, у тебя всегда есть шанс исправить свой путь, подняться. Важно помнить, что впереди у тебя — большая жизнь и ты ещё имеешь шанс сделать что-то хорошее.
Постановка получилась артистически точной, эмоциональной, режиссёрски выстроенной. Она, безусловно, будет интересна самым разным взрослым зрителям — и подросткам, и старшему поколению, любителям классики и авангарда. Кроме того, постановка «ППРРеступление» театра «Левендаль» может помочь развить диалог с произведением школьникам, изучающим роман Достоевского. В этой постановке театр вступает в обсуждение, анализ произведения, сохраняя и выкристаллизовывая авторские идеи.
Текст — Ирина Пекарская