После КУКАРТА…
Обсудили 4 спектакля с критиком Еленой Балмашевой
В субботу, 8 июля, состоялась встреча труппы театра «Левендаль» с молодым театральным критиком, выпускницей РГИСИ Еленой БАЛМАШЕВОЙ.
Елена посмотрела четыре спектакля театра — «Царь Эдип» (на сцене театра «Рассвет») и «Верный Трезор», «Золотой петушок» и «Одиссея. Здесь и сейчас» (в «Кировце» в рамках фестиваля КУКАРТ), что стало поводом для хорошей беседы.
Елена ставила задачей разобрать болевые, проблемные точки постановок. Но, оказалось, «болей» не так много. Молодой театровед очень корректно, деликатно осветила «несовершенства», которые она отметила для себя в увиденном — всё же безусловно идеальными являются только образцы в Международном бюро мер и весов в Париже. Спектакль — организм живой и, значит, по определению, несовершенный. В итоге разговор получился содержательный, приятные слова от профессионального «зрителя» о показах порадовали коллектив.
Очаровали эксперта Трезорка и Заяц из «Верного Трезора». Молодой театровед отметила выбор сказок Салтыкова-Щедрина для постановки как интригующий. Произведения этого автора как бы не предполагают сострадательности, тем не менее Трезор в спектакле, по словам Елены, — чистая душа, праведник, очень «светлый» герой, вызывает симпатию и сочувствие. Это смущает: его покорность здесь воспринимается как поощряемая модель поведения. Эксперт в целом оценила яркую характерность и фактурность у всех персонажей. Некоторые моменты специалист обсудила с труппой, высказала свои замечания.
Елена Балмашева о «Трезоре»: «Были сомнения, не воспротивится ли Салтыков-Щедрин превращению в грустную сказку, но получилось совместить стиль. Грусть не как чувства, которые испытываешь при чтении, а как послевкусие, вывод».
Очень понравился молодому театроведу спектакль «Золотой петушок». Она отметила и структуру, и ритм, и красоту спектакля, прекрасное общение с залом, понятное отношение рассказчиков к происходящему в каждый момент времени.
Елена Балмашева о «Петушке»: «…почти совершенный по форме, цельный, стильный. Ни убавить, ни прибавить. И дышится в нём свободно».
«Одиссея. Здесь и сейчас» — необычное эффектное роад-муви по мотивам Гомера, с прекрасными актёрскими работами.
Елена Балмашева об «Одиссее»: «Если изначально была цель показать их как живых людей, а не далёких античных героев, то эта цель удалась, и вообще здорово, что здесь команда Одиссея — не фон, а полноценные герои, разные, к которым испытываешь симпатию и сочувствие».
Однако возник, например, вопрос об отсутствии магистральной цели, стройной, логичной композиции в «Одиссее». Есть несколько важных человеческих тем, но общая — какая? Искандер Сакаев объяснил, что в спектакле-лаборатории ставили задачу подчеркнуть невозможность цельного воспроизведения грандиозной поэмы Гомера. Линейности не придерживались изначально. По структуре спектакль можно сравнить со старинными фресками, где каждый эпизод отражает свой сюжет. При этом сколько персонажей — столько взглядов на происходящее.
В «Царе Эдипе» театровед высоко оценила идею ввести Сфинкса как персонифицированный Рок и как этот образ был воплощён. Точно подмечено, как эффектно работают отдельные реплики Сфинкса, сказанные обычным, человеческим голосом, на контрасте с характерными для этого персонажа криками на грани с ультразвуком. Также специалисту понравился акцент на вине каждого в этой истории, внимание к деталям, понравился и эпилог с монологом Сфинкса.
Встреча получилась полезной, интересной. Театр благодарен Елене Балмашевой и готов к встречам с другими молодыми критиками — обсуждать, спорить, вместе радоваться.
Контактный телефон
8(910)800-60-03 —
руководитель литературно-драматургической части Ирина Пекарская