Новости

«[не]Укрощение строптивой» на В.о.

Ирина Пекарская

24 марта состоялся прекрасный показ трэш-комедии «[не]Укрощение строптивой» на площадке театра «Рассвет» в культурном квартале «Брусницын».

Постановка Искандера Сакаева — необычная, хотя поднимает, кажется, очевидные смыслы — семейное насилие, которое в оригинальной пьесе подаётся как временный полушутливый приём по отношению к строптивой супруге. Там Катарина осознаёт свою неправоту и становится послушная-распослушная, просто идеал для мира патриархата, где муж — царь, бог и воинский начальник. И в экранизациях герой, Петручио, женившийся на скандальной Катарине, положительный персонаж.

«[не]Укрощение» театра «Левендаль» — отредактированная версия, хотя структура сюжета сохранена.

Яркие наряды — художник Наталья Кузнецова — гладкие и бархатистые с глянцем ткани ясных радужных цветов, всё в карнавальном ключе. Есть намеки на стилизацию под конец XVI века в костюмах некоторых персонажей (Баптиста), но в основном одеяния фантазийные, коктейльные, мужское и женское перепутано и оправдывается отчасти тем, что стилизация присутствует — вспоминаем, мужчины носили длинные одеяния, а отчасти — ярко выраженной карнавальностью постановки. Одинаков для всех только один элемент костюма — прекрасные ажурные чулки.

Всё постоянно меняется так, что в первом действии в какой-то момент можно запутаться — кто есть кто, получается целый клубок женихов-слуг-невест. Шутки вполне в духе эпохи Шекспира — оригинальные тексты писались не для салонов и аристократии, а для простых людей, которые любят от души посмеяться в голос. Да и аристократия тех времён тоже нами не так представляется — тема телесного низа не была ещё такой закрытой.

Обе сестры, Бьянка и Катарина, друг дружки стоят; просто одна умеет быть паинькой перед теми, перед кем надо, а другая и не собирается «прогибаться под изменчивый мир».

Когда появляется Петручио (Владислав Алтайский) — он очаровывает своей энергией и мужской харизмой, он упругий, пружинистый, наглый, и, кажется, на сцене ему и не нужно думать, что же делать — он просто в потоке. Владислав не играет, он отрывается. Он очаровывает, не смотря на слова про жену как приложение к богатству.

Дальше начинается «воспитание» дикой кошки Катарины (Маргарита Павлова). Кажется, возникает симпатия, любовь, хотя грубость в отношениях проскальзывает. Но это только первое действие — комедия, все на позитиве.

Можно было бы разбирать другие интересные актёрские работы, например, Арсения Бородина в роли Баптисты, Валерия Шевелёва в роли слуги Грумио и других. А уж что пришлось пережить персонажу Артёма Осадчего! Словами не пересказать. Этот карнавал непрерывного действия лучше увидеть.

Во втором действии темп ускоряется, отношения эволюционируют и зрителя понемногу начитают смущать методы «воспитания» предшественника Макаренко. Не сразу, но всё же. Мы же знаем, что всё должно хорошо закончиться, да? Карнавал продолжается, борьба за руку Бьянки (Светлана Шпак) переходит в новую фазу.

Но финал вскрывает пьесу совсем не так, как принято. И это очень честный финал, о котором здесь рассказывать не стоит — интригу стоит сохранить. Но, можно сказать, что при появлении новой интонации зал отреагировал мгновенно, установилась тишина выжидания, которая завершилась вздохом облегчения.

Хочется сказать отдельное «спасибо» зрителям. Зрители в «Брусницыне» очень хорошо реагировали на все события на сцене — это очень отзывчивая публика и финал она прочувствовала и сумела передать в аплодисментах, возгласах свое отношение. Артистам всегда приятно ощущать такое тепло — обратную волну энергии из зала. В такой зал хочется возвращаться и играть снова и снова.

Ирина Пекарская

24.03.2023

©2024 Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры "Камерный драматический театр "ЛЕВЕНДАЛЬ" - levendal.ru (levendal.akir.gov.spb.ru)