Левендаль. Здесь и сейчас
8 июня театр «Левендаль» отмечает своё пятилетие. За этот небольшой для театра срок коллектив создал интересный репертуар и для взрослых, и для детей. Классику и современность, фантазии и психологические драмы на сцене «Левендаля» объединяет динамика, эмоциональность, самоотверженное служение артистов своему делу и актуальность режиссёрского высказывания. «[не]Укрощение строптивой», «Можно попросить Нину?», «Буря волшебства», «Идiот. Финал», «Одиссея. Здесь и сейчас», «Верный Трезор», «Золотой петушок», «Заводной апельсин» и другие постановки, которые могли бы украсить репертуар любого театра или фестиваля.
НАЧАЛО СЕЗОНА
Уходящий, 2022/2023 сезон для театра непрост, необычен и содержателен. Осенью 2022 года театр выпустил три постановки. Сезон открыл фарс-антиутопия «Благодать» в постановке Ярослава Морозова. Фарс — самый живучий жанр. Всегда, когда театр находится в поиске нового жанра, на сцену выходит фарс — сатирический, заставляющий смеяться над самими собой и в случае антиутопии — над своим собственным перфекционизмом и мечтой о тотальном счастье. Фарс снимает градус драмы, переворачивая важное и неважное с ног на голову, отражает реальность, но его шутки и самое сакральное, как и в средневековом карнавале, касаются телесного низа. Эта постановка закрыла сезон, посвящённый в театре исследованию современного текста — формирование репертуара в «Левендале» происходит по определённому тематическому плану. Сезон 2022/2023 называется «Живая классика».
Следующая премьера — сказка, «Принцесса и свинопас» в постановке Евгения Волошина. Сказка получилась смешной и поучительной, интересна находка с переодеванием принца в одежду огородного пугала — преображение живого в неживое, как, по большому счёту, и любит всем известная сказочная принцесса.
Очень серьёзная премьера состоялась в ноябре — Искандер Сакаев представил спектакль «Царь Эдип» по Софоклу, определив жанр спектакля как «трагедию знания». Знание Эдипа не даёт возможности спасения, оно синонимично року, который здесь везде рядом, только ждёт, когда герой размотает клубок судьбы. Как относиться к судьбе, бывает ли рок злым — вот вопрос с неожиданным ответом возникает во время просмотра современной постановки по древнегреческой трагедии.
Между премьерами артисты театра успели побывать на необычном фестивале — фестивале театральных читок «Театр в тексте» в Липецке. «Левендаль» представил пьесу В.Реднакси и А.Копелиуса «Страсти по Стефану или Когда море не расступилось». В основе сюжета — реальная история детского крестового похода в начале XIII века. Левендальцев приняли хорошо, мало того, обсуждение этой читки было одним из самых долгих за время фестиваля.
В традиционную новогоднюю кампанию два проекта — «чеХАРдаМС» и «Снежная королева», которые появились в январе 2021-го, были так серьёзно преобразованы, что стали настоящими премьерами. Изменились и текст, и музыка, и сценография.
«чеХАРдаМС» — постановка Ларисы Живо и Алексея Копылова, создан в стилистике ретро-утренника в детском саду. В основе спектакля — стихи для детей Даниила Хармса. Эта постановка хороша для самых младших зрителей нашего театра, в том числе для дошколят. «Снежная королева» Ярослава Морозова — шоу-сказка о Кае и Герде, которая понравится не только младшим школьникам, но и ребятам постарше. Это необычный спектакль, в котором развитие истории происходит не только и не столько через изменение декораций, сколько через изменение музыкальных жанров от эпизода к эпизоду.
В феврале нового года произошло важное событие, ожидаемое давно — на основной сцене начался капитальный ремонт. Но это не значит, что жизнь в театре замерла, вовсе нет!
27 февраля спектакль «Наводнение» театра «Левендаль» открывал фестивальную программу Х Международного театрального фестиваля-лаборатории спектаклей малых форм «Человек театра» в Челябинске. Участие в фестивалях — всегда важный опыт для театра!
«ЛЕВЕНДАЛЬ» СЕЙЧАС
Сегодня, 8 июня, театр отмечает пятилетие. Что же происходит в театре сейчас?
Театр много и разнообразно работает со школами и детскими садами, а сейчас — с летними лагерями. Театр выезжает к детям как со спектаклями, так и с игровыми программами — развлекательными и познавательными (если у вас летний лагерь — зовите, приедем!)
Кроме этого театр подготовил к выпуску несколько интереснейших премьер!
Идея первого спектакля зародилась давно: один эпизод в спектакле-лаборатории «Одиссея. Здесь и сейчас» в своё время худрук театра предложил развить в самостоятельную постановку. Отчасти потому, что автор и постановщик этого сюжета Ратмир Лутфуллин вдохновлялся Одиссеей не Гомера, а Джеймса Джойса. Новый спектакль назван «Улисс. Бег по кругу». Это полуабсурдистская драма на двоих о семейном и личном кризисе, история отношений, показанная глазами мужчины.
«ППРРеступление» — ещё один дуэт-дуэль, созданный по роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание». В основу лёг оригинальный текст произведения, но только те фрагменты, которые касаются противостояния Родиона Раскольникова и следователя Порфирия Петровича. Кажется, здесь ухвачена вся суть романа, его главный нерв. Любители русской классики, психологической драмы, а также учителя литературы (!), когда выйдет премьера, будут счастливы. Постановщик — молодой режссёр Арина Полякова.
Оказывается, спектакль может родиться из обсуждения! В порядке мозгового штурма бросали идеи — что можно предложить библиотеке. Один из вариантов — чтение народных сказок для взрослых — понравился всем, а режиссёр Ярослав Морозов так увлёкся идеей, что в театре скоро появится новый спектакль — «Страшные сказки четырёх сторон света». Спектакль, как и два предыдущих, создан для двоих артистов, он легко монтируется почти в любом пространстве — лишь бы можно было сделать «чёрную-пречёрную комнату». В этой постановке рассказ и пластика, движение — неразрывны, как в древнем индийском или японском театре.
Если перечисленные спектакли практически готовы к показу, то следующие два сейчас в работе — шлифуется текст, начинается работа на сценической площадке.
Первая история — Валерий Шевелёв ставит «Сказ о Мальчише-Кибальчише» по сказке Аркадия Гайдара; в январе 2024 года известному советскому автору исполняется 120 лет. Это первая постановка в рамках следующего тематического цикла — «СССР. Здравствуй и прощай».
После того, как откроется обновлённая сцена театра, у зрителей будет возможность увидеть большой спектакль по одноимённому произведения Гоголя «Мёртвые души» в постановке Ярослава Морозова. Первая презентация материала — с вокалом, первыми пробами характеров героев уже была: артисты делали читку рабочего материала в библиотеке БИРО. «Мёртвые души» — финальная постановка сезона «Живой классики».
Закрытие сезона театр планирует провести вместе с ХХХ Международным фестивалем кукольных и синтетических театров КУКАРТ, который проходит с 22 по 30 июня 2023 года в Санкт-Петербурге при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив. «Золотой петушок» театра «Левендаль» вошёл в основную программу фестиваля, а «Верный Трезор» и «Одиссея. Здесь и сейчас» — в клубную. Показы состоятся 28 (17:00 «Верный Трезор») и 29 июня (12:00 «Золотой петушок», 19:30 «Одиссея. Здесь и сейчас») на сцене ДК «Кировец». Вход свободный!